Запрет рекламы в Инстаграм*: как бизнесу избежать штрафов в новых условиях

3 минуты
Запрет рекламы в Инстаграм*: как бизнесу избежать штрафов в новых условиях

С 1 сентября 2025 года вступает в силу закон о запрете рекламы в запрещенных и экстремистских социальных сетях: Instagram*, Facebook* и Х. Разбираемся, как бизнесу вести аккаунты, чтобы не получить штраф.

Что под запретом с 1 сентября 2025 года

Согласно Федеральному закону № 72 нельзя распространять рекламу на платформах, которые запрещены в РФ. К ним относятся:

  • Нежелательные организации из списка Минюста 
  • Экстремистские организации – в том числе Instagram* и Facebook*, принадлежащие Meta**
  • Террористические организации из списка ФСБ
  • Другие сервисы, которые заблокированы на территории России – например, X (бывший Твиттер), находящийся в реестре РКН 

Законом уже запрещено размещать таргетированную рекламу на таких ресурсах, а с 1 сентября 2025 года под запрет попадает также реклама у блогеров и в публичных аккаунтах.

Какие штрафы грозят бизнесу за рекламу в запрещенных соцсетях

Оштрафовать по новому закону могут как рекламодателя, так и владельца аккаунта, в котором размещена реклама. Если раньше косметическая компания отправляла блогеру посылку с новинками, которые он постил в своем аккаунте, то теперь за такое могут оштрафовать и компанию, и блогера.

Размеры штрафов следующие:

Что считается рекламой по закону

В соответствии с приказом № 821/23 антимонопольной службы, рекламой считаются:

  • Любые единицы контента, за которые заплатил рекламодатель, в профилях блогеров или компаний. Это могут быть посты, сторис или рилсы, где блогер рассказывает о конкретном продукте или услуге.
  • Реклама, размещенная по бартеру или бесплатно. Например, посты блогеров, в которых они демонстрируют подарки от брендов. 
  • Таргетированная реклама. К ней относятся рекламные объявления, которые показываются только определенной группе лиц, например, женщинам из Санкт-Петербурга в возрасте 25-35 лет. 

Федеральный закон дает следующее определение рекламы:

Маркерами рекламного текста для Роскомнадзора могут быть:

  • Призыв к покупке продукта или записи на услугу
  • Рекомендации товара или услуги 
  • Прямые ссылки на продукт, услугу, сайт компании, каталог, прайс-лист или форму сбора контактов
  • Взаимный пиар
  • Отзывы, которые носят рекламный характер
  • Упоминание промокодов, условий акций, скидок и бонусов

При этом к рекламе не относятся:

  • Общая информация о товаре или услуге нейтрального характера
  • Правила применения продукта 
  • Информация, которую необходимо размещать по закону, например, состав
  • Список товаров, если определенный не выделяется особенно 
  • Справочная информация
  • Аналитические материалы, которые не продвигают конкретный продукт или услугу
  • Дизайн товара
  • Отзывы, когда в них нет призыва купить
  • Информация о спонсорах 

Как компании вести аккаунт в запрещенных соцсетях после 1 сентября 2025 года

Законом все еще не запрещено вести аккаунт компании в Instagram* и Facebook*. Хотя рекламный контент под запретом, вы все еще можете размещать:

  • Общую информации о компании и ее деятельности
  • Новости компании, включая информацию о запусках продуктов и услуг
  • Описание продуктов и услуг, содержащий общие характеристики
  • Экспертные мнения сотрудников
  • Вакансии 
  • Процесс изготовления продуктов
  • Ассортимент продуктов и каталог услуг

А еще вы можете публиковать ссылки на другие социальные сети компании, где реклама разрешена. Призыв подписаться на аккаунты в Telegram, ВКонтакте и на Дзене не будет считаться рекламой.

Где запускать рекламу бизнесу

Ищите инфлюенсеров, которые работают на площадках, где реклама разрешена: Telegram, ВКонтакте, Дзен и Rutube. У каждой из них есть собственные инструменты для рекламы:

ВКонтакте. Для таргетированной рекламы товаров и услуг подойдет VK Реклама, а если вас интересуют интеграции у блогеров – VK AdBlogger. 

Дзен. Продвигать публикации в Дзене можно через сервис VK Реклама.

Rutube. Есть возможность разместить таргетированную рекламу напрямую через видеохостинг и найти инфлюенсеров для рекламной интеграции. 

Telegram. Размещать рекламу можно напрямую через Telegram Ads или покупать публикации в интересующих каналах.

* Принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой на территории РФ

** Организация Meta признана экстремистской на территории РФ