С 1 сентября 2025 года вступает в силу закон о запрете рекламы в запрещенных и экстремистских социальных сетях: Instagram*, Facebook* и Х. Разбираемся, как бизнесу вести аккаунты, чтобы не получить штраф.
Что под запретом с 1 сентября 2025 года
Согласно Федеральному закону № 72 нельзя распространять рекламу на платформах, которые запрещены в РФ. К ним относятся:
- Нежелательные организации из списка Минюста
- Экстремистские организации – в том числе Instagram* и Facebook*, принадлежащие Meta**
- Террористические организации из списка ФСБ
- Другие сервисы, которые заблокированы на территории России – например, X (бывший Твиттер), находящийся в реестре РКН
Законом уже запрещено размещать таргетированную рекламу на таких ресурсах, а с 1 сентября 2025 года под запрет попадает также реклама у блогеров и в публичных аккаунтах.
Какие штрафы грозят бизнесу за рекламу в запрещенных соцсетях
Оштрафовать по новому закону могут как рекламодателя, так и владельца аккаунта, в котором размещена реклама. Если раньше косметическая компания отправляла блогеру посылку с новинками, которые он постил в своем аккаунте, то теперь за такое могут оштрафовать и компанию, и блогера.
Размеры штрафов следующие:
Что считается рекламой по закону
В соответствии с приказом № 821/23 антимонопольной службы, рекламой считаются:
- Любые единицы контента, за которые заплатил рекламодатель, в профилях блогеров или компаний. Это могут быть посты, сторис или рилсы, где блогер рассказывает о конкретном продукте или услуге.
- Реклама, размещенная по бартеру или бесплатно. Например, посты блогеров, в которых они демонстрируют подарки от брендов.
- Таргетированная реклама. К ней относятся рекламные объявления, которые показываются только определенной группе лиц, например, женщинам из Санкт-Петербурга в возрасте 25-35 лет.
Федеральный закон дает следующее определение рекламы:
Маркерами рекламного текста для Роскомнадзора могут быть:
- Призыв к покупке продукта или записи на услугу
- Рекомендации товара или услуги
- Прямые ссылки на продукт, услугу, сайт компании, каталог, прайс-лист или форму сбора контактов
- Взаимный пиар
- Отзывы, которые носят рекламный характер
- Упоминание промокодов, условий акций, скидок и бонусов
При этом к рекламе не относятся:
- Общая информация о товаре или услуге нейтрального характера
- Правила применения продукта
- Информация, которую необходимо размещать по закону, например, состав
- Список товаров, если определенный не выделяется особенно
- Справочная информация
- Аналитические материалы, которые не продвигают конкретный продукт или услугу
- Дизайн товара
- Отзывы, когда в них нет призыва купить
- Информация о спонсорах
Как компании вести аккаунт в запрещенных соцсетях после 1 сентября 2025 года
Законом все еще не запрещено вести аккаунт компании в Instagram* и Facebook*. Хотя рекламный контент под запретом, вы все еще можете размещать:
- Общую информации о компании и ее деятельности
- Новости компании, включая информацию о запусках продуктов и услуг
- Описание продуктов и услуг, содержащий общие характеристики
- Экспертные мнения сотрудников
- Вакансии
- Процесс изготовления продуктов
- Ассортимент продуктов и каталог услуг
А еще вы можете публиковать ссылки на другие социальные сети компании, где реклама разрешена. Призыв подписаться на аккаунты в Telegram, ВКонтакте и на Дзене не будет считаться рекламой.
Где запускать рекламу бизнесу
Ищите инфлюенсеров, которые работают на площадках, где реклама разрешена: Telegram, ВКонтакте, Дзен и Rutube. У каждой из них есть собственные инструменты для рекламы:
ВКонтакте. Для таргетированной рекламы товаров и услуг подойдет VK Реклама, а если вас интересуют интеграции у блогеров – VK AdBlogger.
Дзен. Продвигать публикации в Дзене можно через сервис VK Реклама.
Rutube. Есть возможность разместить таргетированную рекламу напрямую через видеохостинг и найти инфлюенсеров для рекламной интеграции.
Telegram. Размещать рекламу можно напрямую через Telegram Ads или покупать публикации в интересующих каналах.
* Принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой на территории РФ
** Организация Meta признана экстремистской на территории РФ