Руководство по маркировке интернет-рекламы: штрафы, требования и способы избежать проблем

17 минут
Руководство по маркировке интернет-рекламы: штрафы, требования и способы избежать проблем

Законодательство о размещении рекламы в интернете постоянно меняется. С сентября 2025 вступили в силу важные изменения для всех — от блогеров и самозанятых до крупных компаний. К ежемесячной отчетности, обязательному сбору от дохода в 3% и выделению 5% площадей под социальную рекламу добавился запрет на продвижение товаров и услуг на запрещённых платформах. За нарушение правил грозят штрафы. 

В этой статье собрали детальное руководство по требованиям к маркировке интернет-рекламы, рассказали, как правильно отчитываться и, самое главное, как избежать проблем, чтобы работать в интернете легально и продуктивно.

Маркировка рекламы в интернете — что это такое

На каждой вещи в магазине есть ценник. Маркировка онлайн-рекламы — такой же «ценник», только для рекламы в интернете. Однако вместо стоимости на нем указывают, кто заплатил за эту рекламу.

Простыми словами, маркировка — это когда на рекламный баннер, видеоролик или текст наносят специальную метку для обозначения рекламного контента и его заказчика. Еще к этой метке добавляют уникальный код — ERID, как номер товара. Этот код помогает Роскомнадзору отслеживать рекламу в специальной системе учета.

Пример оформления маркировки рекламы в интернете от Jivo.Баннер с примером маркировки интернет-рекламы Jivo с ИНН и ERID.

Цели и задачи маркировки

Маркировка приводит онлайн-рекламу в порядок, словно расставляет ценники на все «товары» в интернет-магазине. Главная цель — сделать рынок прозрачным потребителям и подотчетным государству.

Вот основные задачи маркировки рекламы в интернете:

  • Четко разделить рекламу и обычный контент. Зритель должен понимать, где реклама, а где просто мнение автора. 
  •  Бороться с мошенниками. Маркировка поможет выявлять и блокировать недобросовестную и ложную рекламу, чтобы потребители не попались на уловки мошенников, а бизнес сохранил свой имидж. Кроме того, это создаст условия для более эффективного использования рекламных бюджетов, так как компании смогут конкурировать на основе реальных преимуществ, а не перебивать нереалистичные обещания мошеннических схем.
  • Контролировать налоги. Государству важно знать, кто и сколько зарабатывает на рекламе, чтобы собирать налоги. Маркировка помогает отслеживать эти доходы. А бизнесу понимание требований к отчетности по налогам на рекламу поможет оптимизировать налоговое планирование и избежать штрафов.
  • Быстро находить и удалять незаконную рекламу. Если реклама нарушает законы, маркировка поможет быстро ее обнаружить и заблокировать. 

Получается, что маркировка — это не просто дополнительное требование, а инструмент, который может сделать рынок интернет-рекламы более честным, прозрачным и предсказуемым. А теперь давайте углубимся в детали. Какие конкретно требования предъявляет законодательство к маркировке? И кто такие операторы рекламных данных (ОРД), играющие ключевую роль в этом процессе?

Закон о маркировке рекламы: что нужно знать и кто такие ОРД

Разберемся с юридической стороной вопроса. С 1 сентября 2022 года в России действует обновленный закон «О рекламе», который ввел обязательную маркировку для всей интернет-рекламы. Что это значит на практике?

Вот ключевые требования закона:

  • На каждом рекламном материале должен быть уникальный номер (токен). Так у каждого объявления появляется свой паспорт.
  • Пометка «Реклама» и информация о рекламодателе обязательны. Чтобы все понимали, что это реклама, и кто за нее заплатил.
  • Маркировать нужно посты в соцсетях, SEO-тексты, статьи, видеоролики, таргетированную и контекстную рекламу.
  • Не нужно маркировать саморекламу, пресс-релизы, email-рассылки по вашей базе клиентов, рекламу на радио и ТВ.

Хорошие новости для бизнеса. Теперь не нужно маркировать email-рассылки и сообщения в мессенджерах (кроме рекламы в каналах). Это сэкономит вам время и деньги. Но не забывайте: получатели все равно должны давать согласие на рассылки

Теперь, когда мы знаем, что именно нужно маркировать, и какие налоги платить, возникает логичный вопрос: кто поможет во всем этом разобраться? ОРД или операторы рекламных данных.

ОРД — это специальные посредники, получившие лицензию Роскомнадзора. Они занимаются сбором информации о рекламе и передачей ее в специальную базу данных — Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).

Что именно делают ОРД:

  • Присваивают токены. Дают уникальный «паспорт» каждому рекламному объявлению.
  • Передают данные в ЕРИР. Отправляют всю информацию о вашей рекламе в государственную базу данных.
  • Собирают статистику. Узнают, сколько раз показали вашу рекламу.

Вот список аккредитованных ОРД в России со стоимостью услуг на маркировку рекламы в 2025 году:

Стоимость услуг операторов рекламных данных (ОРД) для маркировки рекламы.Таблица со списком операторов рекламных данных (ОРД) и стоимостью маркировки рекламы в месяц.

Кажется, что работы с ОРД много, но с 18 сентября 2025 года вступило в силу постановление Правительства №1427, которое значительно упростило жизнь рекламодателям. Теперь большинство видов интернет-рекламы подпадает под годовой лимит хранения отчетности. Это значит, что спустя 12 месяцев после публикации рекламного контента, компании больше не обязаны вносить и сохранять информацию о нем в ЕРИР.

Как это работает на практике. После завершения месяца, в течение которого реклама транслировалась, у размещающих рекламу в интернете есть еще один месяц, чтобы предоставить всю необходимую информацию через ОРД. При долгосрочной рекламной кампании отчитываться нужно ежемесячно, но только в течение первого года. Затем обязательства по отчетности автоматически снимаются — никаких дополнительных действий не требуется.

Исключение — видеореклама. Для нее сохраняется прежний порядок с бессрочным хранением отчетности. По email-рассылкам и push-уведомлениям о товарах и услугах отчитываться не нужно.

Таким образом, выбирая ОРД, обращайте внимание на скорость работы, удобство интерфейса и оперативность технической поддержки. Маркируем рекламу правильно: пошаговая инструкция Итак, как же на практике маркировать рекламу, чтобы не нарушить закон?

Вот простая пошаговая инструкция.

Шаг 1. Выбираем своего помощника — оператора рекламных данных В 2025 году в России есть семь компаний, получивших лицензию от Роскомнадзора и право помогать вам с маркировкой. Это как выбрать банк для обслуживания своего бизнеса. Изучите их предложения, цены и выберите, кто вам больше подходит.

Шаг 2. Заключаем договор и регистрируемся Это как открытие счета в банке. После выбора ОРД необходимо пройти стандартную процедуру оформления сотрудничества и получить доступ к личному кабинету для дальнейшей работы.

Шаг 3. Загружаем данные о рекламе Это как заполнение декларации для товара, который вы хотите продать. В личном кабинете на сайте ОРД необходимо загрузить: Договоры с рекламодателями. Укажите ИНН, телефон, ОКВЭД, номер и дату договора, тип услуг и их стоимость. Информацию о рекламных материалах (креативах). Укажите модель оплаты, целевую ссылку и форму распространения. Если в креативе есть картинки или видео, загрузите их тоже.

Шаг 4. Маркируем рекламу: добавляем обязательные элементы Пометку «Реклама». Напишите это слово прямо на объявлении. Информацию о рекламодателе. Укажите, кто заплатил за эту рекламу. Токен (уникальный номер ERID), полученный в личном кабинете ОРД.

Главное, чтобы информация была хорошо видна и легко читалась. Можно добавить ее на картинку, в текст, ссылку или описание к видео.

Например, вот как выглядит маркировка рекламы на баннере. Внизу есть текст с пометкой «Реклама», рядом информация о рекламодателе и уникальный идентификатор.

Пример маркировки рекламы на баннере Jivo для конференции BIG CONF AI.Пример правильного размещения пометки «Реклама», данных рекламодателя и ERID на баннере Jivo для конференции BIG CONF AI.

Шаг 5. Отчитываемся в ОРД

Каждый месяц, в течение 30 дней после размещения рекламы, нужно отправлять отчет в ОРД через личный кабинет. Это как сдача налоговой отчетности.

Отчет должен включать:

  • Акт о выполненных работах.
  • Статистику показов рекламных объявлений.

На автоматизированных платформах, таких как VK или Яндекс, данные о рекламных кампаниях передаются автоматически.

Типичные ошибки в маркировке рекламы: как их избежать и не платить штрафы

Роскомнадзор следит за соблюдением правил маркировки. Чтобы не получить штраф, изучим основные недочеты и способы их устранения.

ОшибкаКак это выглядитКак избежать
Забыли про маркировку вообщеРазместили рекламу, а пометки «Реклама» нет. Или нет информации о том, кто рекламодатель. Или нет токена (уникального номера).Перед публикацией рекламы всегда проверяйте наличие:
• Слова «Реклама» (без кавычек и синонимов)
• Названия компании и ИНН (иногда и сайт рекламодателя)
• Токена (уникального кода, который выдает ОРД)
Неправильно оформилиПометка «Реклама» мелкая и нечитабельная. Или токен размещен где-то в углу, где его не видно. Или использованы непонятные слова типа «нативочка».Убедитесь, что пометка «Реклама» легко читается. Не используйте жаргон и непонятные слова. Разместите токен на видном месте:
• В видео — перед вставкой или поверх видео
• На картинке — прямо на изображении
• В тексте — в начале или в конце сообщения
Неполная информацияУказали старые данные, например, старый код ОКВЭД.Проверьте актуальность информации. С 2025 года вместо ОКВЭД нужны коды КТКУ (классификатор товаров и услуг). Узнайте эти коды у своего рекламодателя.
Забыли отчитаться вовремяРазместили рекламу, а отчет в ОРД не отправили. Или отправили позже, чем через 30 дней после размещения.Запомните: отчет нужно загрузить в личный кабинет ОРД в течение 30 дней после размещения рекламы. Без отчета маркировка не считается выполненной!
Ошибки в данныхОтправили отчет вовремя, но с ошибками.Будьте внимательны при заполнении данных. Даже небольшая ошибка может привести к штрафу!

Штрафы за неправильную маркировку рекламы: сколько стоит нарушить закон Неправильная маркировка рекламы — это не просто ошибка, это нарушение закона. И за это полагаются штрафы. Давайте разберемся, сколько придется заплатить, если не соблюдать правила.

В 2025 году штрафы за нарушение закона «О рекламе» (статья 14.3 КоАП) такие:

НарушениеФизлицоИПЮрлицо
За отсутствие информации о рекламе или за неверные данныедо 30 тысяч рублейдо 100 тысяч рублейдо 500 тысяч рублей
За отсутствие или неправильное размещение токенадо 100 тысяч рублейдо 200 тысяч рублейдо 500 тысяч рублей
За отсутствие пометки «Реклама»до 2 500 рублейдо 20 тысяч рублейдо 500 тысяч рублей

Далее разберем конкретные примеры маркировки рекламы в интернете, чтобы вы точно знали, как это выглядит на практике и смогли избежать ошибок.

Как это работает: примеры маркировки рекламы

Теория — это хорошо, но практика еще лучше. Давайте посмотрим на конкретных примерах, как правильно маркировать рекламу в интернете.

Рекламный пост в социальной сети 

В соцсетях, вроде ВК, есть встроенные инструменты для маркировки: при публикации поста нужно выбрать опцию «Отметить рекламу», чтобы автоматически добавить токен. Как правило, токен отображается при клике на рекламный баннер или пометку «Реклама». 

Пример рекламной маркировки в VK.Так выглядит рекламная маркировка в VK для пользователей соцсети.

Рекламные Stories тоже нужно маркировать, размещая пометку «Реклама» и, по возможности, токен непосредственно на каждом слайде или видео. Информация о рекламодателе обычно доступна по клику на слово «Реклама» или в настройках рекламного поста.

А вот для рекламы в виде кружка в Telegram не нужно накладывать маркировку на сам кружок. Токен и информацию о рекламодателе достаточно разместить отдельным текстовым сообщением до или после кружка.

Рекламный баннер на сайте

Размещая баннерную рекламу на сайтах, можно использовать два способа маркировки: либо сделать слово «Реклама» кликабельным, ведущим к информации о рекламодателе и токену, либо все эти данные указать на изображении баннера.

Пример правильной маркировки баннера на сайте с данными рекламодателя и ERID внизу изображения.Пример правильной маркировки рекламы на баннере Jivo — данные рекламодателя и ERID указаны внутри изображения.

Пример правильной маркировки рекламы баннера на сайте с раскрытием информации о рекламодателе через меню.Пример баннера, где информация о рекламодателе открывается по клику на три точки в правом верхнем углу.

Видеоролик на YouTube или Rutube

Рекламные вставки на YouTube и Rutube должны также выходить с маркировкой «Реклама», данными о рекламодателе и токеном ERID. При этом токен обязательно должен быть показан на самом видео (в начале или поверх видеоряда) и может быть продублирован в описании. Например, «Реклама. Название рекламодателя, ИНН 1234567890, ERID: abcd1234xyz». 

Для прямых трансляций дается 30 дней, чтобы добавить токен.

Пример правильной маркировки рекламы в видео на YouTube.Пример видеорекламы Jivo на YouTube с маркировкой «Реклама» под видео.

Главное — чтобы информация была заметной, читаемой и понятной. Маркировка должна четко давать понять, что перед вами реклама.

Далее соберем все полезные советы и рекомендации по маркировке в один чек-лист, чтобы вы могли легко проверить, все ли сделали правильно.

Чек-лист при маркировке рекламы

Чек-лист для правильной маркировки рекламы в интернете.Чек-лист по маркировке рекламы.

*Instagram и Facebook принадлежат компании Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена на территории России.

Если вы ответили «да» на все пункты — поздравляем! Ваша реклама промаркирована правильно и соответствует всем требованиям закона. 

Соблюдение всех этих правил — важная задача для бизнеса. Но как насчет других задач, таких как привлечение и удержание клиентов? Чтобы высвободить ресурсы для развития вашего бизнеса, автоматизируйте рутинные процессы.