История создания чат-ботов: от идеи до использования чат-ботов в бизнесе

Время чтения4 минуты
Мария Комарова
Мария Комарова
Эксперт Jivo

Несмотря на стремительное распространение, чат-боты — это не современное изобретение. Первые чат-боты появились более полувека назад, и развивались на протяжении многих лет.

Подготовили для вас несколько наиболее значимых фактов из истории появления чат-ботов.

Алан Тьюринг — человек, с которого всё началось

В 1950 году Алан Тьюринг, пионер компьютеров, написал научную статью под названием «Вычислительные машины и интеллект». В статье ученый имел в виду, что компьютерная программа может думать и говорить как человек. Чтобы доказать это, Тьюринг предложил эксперимент под названием «Имитационная игра», который сегодня известен как тест Тьюринга.

В эксперименте Тьюринга человек, назначенный судьей, разговаривал по компьютеру с человеком и машиной, которых нельзя было увидеть. Задача судьи заключалась в том, чтобы отличить компьютер от реального человека. Тьюринг предположил, что, если судья не может сказать, какие ответы принадлежат компьютеру, это докажет, что компьютер способен имитировать человеческий язык. Тьюринг полагал, что к 2020 году машины смогут легко пройти его испытания.

Элиза — первый чат-бот

В 1966 году профессор Массачусетского технологического института Джозеф Вейценбаум разработал компьютерную программу под названием Элиза. Считается, что это первый чат-бот в истории. Элиза была простым чат-ботом на основе ключевых слов, имитирующим человека-психиатра. Программа общалась, сопоставляя вопросы пользователей со сценариями ответов, введенными в ее базу данных.

Когда пациент говорил: «Моя мама любит цветы», Элиза отвечала: «Расскажи мне больше о своей матери». Таким образом Элиза побуждала людей больше говорить. Это также создало впечатление, что она понимает человеческую речь так же, как люди. Конечно, это было только впечатление понимания. Создание Элизы дало толчок развитию обработки естественного языка.

Пэрри — программа, моделирующая человека с шизофренией

В 1971 году Кеннет Колби, психиатр из Стэнфордской лаборатории искусственного интеллекта, задавался вопросом, могут ли компьютеры способствовать пониманию функций мозга. Он считал, что компьютер может помочь в лечении пациентов с психическими заболеваниями. Эти мысли привели Колби к разработке Пэрри, компьютерной программы, моделирующей человека с шизофренией.

Колби считал, что Парри может помочь обучать студентов-медиков, прежде чем они начнут лечить пациентов. Парри считался первым чат-ботом, прошедшим тест Тьюринга. Тогда его создание вызвало серьезные дискуссии о возможностях искусственного интеллекта.

Jabberwacky

В 1988 году программист-самоучка Ролло Карпентер создал Jabberwacky. Это была программа, предназначенная для развлекательной имитации человеческого разговора. Jabberwacky учился на прошлом опыте и со временем развивался. Он отражал личность и поведение пользователей.

Dr. Sbaitso

В 1992 году компания Creative Labs, технологическая компания из Сингапура, разработала Dr. Sbaitso. Это была программа синтеза речи AI, имитирующая психолога. Программа распространялась вместе со звуковыми картами, продаваемыми компанией. Они хотели показать оцифрованные голоса, которые могут воспроизводить их карты.

A.L.I.C.E.

Разработанный в 1995 году Ричардом Уоллесом проект представлял собой чат-бот, имитирующий чат с женщиной. A.L.I.C.E. — аббревиатура от англ. Artificial Linguistic Internet Computer Entity. Проект был выпущен с открытым исходным кодом, что означает, что его могут повторно использовать другие разработчики для работы своих чат-ботов.

A.L.I.C.E. была источником вдохновения для американской научно-фантастической романтической драмы «Она». Это фильм о человеке, Теодоре Твомбли, который влюбляется в чат-бота.

SmarterChild

SmarterChild был интеллектуальным чат-ботом, созданным на основе AOL Instant Messenger в 2001 году компанией ActiveBuddy, брендом, создающим диалоговые интерфейсы. SmarterChild был разработан для естественного общения с пользователями. Считается, что он является предшественником Siri от Apple.

Виртуальные помощники

С 2010 года, когда Apple запустила Siri, количество виртуальных помощников росло. Siri стала первым персональным помощником, доступным во всем мире. Компания Google пошла по стопам Apple, выпустив Google Now в 2012 году. В 2014 году были выпущены Microsoft Cortana и Amazon Alexa, а в 2017 году «Яндекс» представил русскоязычного голосового помощника «Алиса».

Платформы и появление чат-ботов для бизнеса

В 2016 году ___ открыл свою платформу Messenger для чат-ботов. Это способствовало развитию платформ чат-ботов. В 2018 году LiveChat выпустил ChatBot — фреймворк, который позволяет пользователям создавать чат-ботов без программирования. На данный момент в Messenger насчитывается более 300 000 активных ботов.

Поддержка чат-ботов в Jivo

Осенью 2020 года в Jivo появилась поддержка чат-ботов. С этого момента клиенты Jivo могут доверить чат-боту сократить нагрузку на службу поддержки, обработать входящие сообщения в любое время суток или помочь отделу продаж отыскать наиболее заинтересованных клиентов.

Кроме того, чат-бот с Jivo повышает скорость обслуживания, сосредоточиться на выгодных клиентах, сократить нагрузку на поддержку и продать даже тем, кто не хочет заходить на сайт (благодаря поддержке всех каналов Jivo).

На сегодняшний день чат-боты используются в самых разных сферах — от развлечений до привлечения новых клиентов. И чтобы добиться таких результатов, технологии пришлось пройти большой путь.

Поделиться статьей
Попробуйте все возможности Jivo бесплатно!
Введите адрес и получите две недели профессиональной версии