С 1 июня 2025 года банкам, маркетплейсам и другим компаниям запрещено коммуницировать с клиентами в иностранных мессенджерах, таких как Telegram и WhatsApp (согласно закону №41-ФЗ).
Чтобы предпринимателям было проще разобраться в изменениях, мы ответили на главные вопросы о законе: какие меры он вводит, для каких компаний действует запрет использования иностранных мессенджеров, и как адаптироваться к новым правилам.
Какие меры вводит закон №41-ФЗ
Закон направлен на борьбу с кибермошенничеством и должен помочь сократить случаи хищения средств и персональных данных граждан. Вот некоторые изменения, которые предусматривает закон №41-ФЗ:
- Будет действовать запрет использования иностранных мессенджеров для некоторых организаций (статья 15).
- Введены меры для предотвращения выдачи наличных денежных средств без добровольного согласия клиента (пункт 2, статья 2).
- Операторы связи должны защищать граждан от несогласованных массовых вызовов (пункт 3, статья 9).
- Микрофинансовые организации теперь должны осуществлять аутентификацию с использованием единой биометрической при дистанционном приеме физических лиц (пункт 3, статья 7).
- Будет создана государственная информационная система, которая фиксирует и выявляет правонарушения, совершенные с помощью цифровых технологий (статья 1).
Для каких компаний действует закон о запрете иностранных мессенджеров
С 1 июня 2025 года иностранные мессенджеры нельзя использовать следующим организациям:
Тип организации | Примеры |
---|---|
Государственные органы и подведомственные им организации | Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд России |
Госкомпании и муниципальные предприятия, публично-правовые компании, хозяйственные общества с долей РФ больше 50% | «Почта России», «Газпром» |
Кредитные организации | «Альфа-Банк», «Газпромбанк», «Россельхозбанк» |
Некредитные финансовые компании | Ломбарды, негосударственные пенсионные фонды, страховые организации |
Субъекты национальной платежной системы | Оператор платежной системы «Мир» |
Операторы связи | «Мегафон», Yota |
Агрегаторы товаров и услуг | Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркет» |
Сайты с аудиторией более 500 тыс. россиян в сутки, на которых есть профили пользователей и размещается реклама | «ВКонтакте», «Одноклассники», «Яндекс.Дзен» |
Сервисы размещения объявлений с российской аудиторией более 100 тыс. пользователей в сутки | Профи, Auto.ru, Циан, hh.ru |
Какие мессенджеры считаются иностранными
В №41-ФЗ нет точного перечня иностранных сервисов. Поэтому ориентироваться можно на список Роскомнадзора от 2023 года, в котором служба перечислила мессенджеры, запрещенные для передачи платежных документов и персональных данных граждан:
- Telegram
- WhatsApp (принадлежит компании Meta, запрещенной в РФ)
- Viber
- Discord
- Snapchat
- Microsoft Teams
- Threema
Что нельзя делать согласно закону о запрете иностранных мессенджеров
Организации, которые попадают под действие закона, не имеют права:
- Рассылать данные о доставке товара, статусе заказа.
- Отправлять информацию об акциях и скидках в личные сообщения.
- Отвечать на вопросы, которые клиент сам написал в запрещенном канале связи. В этих каналах запрещено оказывать техническую поддержку пользователям.
- Сообщать итоги конкурсов и розыгрышей, даже если они проходили в официальных аккаунтах бренда в этих же мессенджерах.
- Передавать через чат персональные данные.
Что разрешено публиковать в иностранных мессенджерах
Бизнес может публиковать открытые материалы, предназначенные для широкой аудитории, например, новости компании или общие объявления.
Закон о запрете использования иностранных мессенджеров позволяет:
- вести Telegram-каналы с новостями и анонсами;
- выкладывать сторис;
- размещать публичную рекламу, которая соответствует законам РФ;
Но будет считать нарушением, если коммуникация станет персональной, и вы напишите сообщение конкретному пользователю.
Что грозит за нарушение закона о запрете иностранных мессенджеров
В № 41-ФЗ не прописаны конкретные санкции для организаций. Тем не менее статья 13.11.2 КоАП РФ («Незаконное использование иностранных информационных систем и программного обеспечения») устанавливает такие штрафы за нарушение:
- должностные лица заплатят от 30 000 до 100 000 рублей;
- компании — от 100 000 до 700 000 рублей.
Помимо штрафов, могут быть и другие последствия. Например, блокировка учетных записей или чат-ботов, которые использовались для общения с клиентами.
Как общаться с клиентами законными способами
Если ваша компания попадает под действие запрета иностранных мессенджеров, рассмотрите альтернативные способы коммуникации с клиентами:
-
Российские мессенджеры (например, MAX, TenChat и другие).
-
Email и SMS.
-
Чат на сайте. Вы сможете отвечать на вопросы посетителей сайта, собирать контакты клиентов и отправлять персонализированные интерактивные сообщения с помощью чата от Jivo.
Узнайте все возможности онлайн-чата и попробуйте его бесплатно.
4. Собственное мобильное приложение. В него тоже можно добавить онлайн-чат Jivo, чтобы решать проблемы пользователей, отвечать на вопросы о товарах и мотивировать клиента к совершению покупки.