Как писать промпты для ChatGPT: примеры и шаблоны промтов для бизнеса

6 минут
Как писать промпты для ChatGPT: примеры и шаблоны промтов для бизнеса

Все, кто пробовал использовать нейросети для работы, делятся на два лагеря: 

  • В первом те, кто не получил достойного результата и делает все по-старинке
  • А во втором внедрившие искусственный интеллект закрывают задачи в 5 раз быстрее

Что отличает первый лагерь от второго? Умение писать качественные промпты. Как это делать, рассказали в статье.

Что такое промпт

Решили обратиться к самому компетентному эксперту в этом вопросе – к нейросети. Вот что она ответила:

Добавим, что от промпта зависит качество ответа, который выдает искусственный интеллект. И если вы уже пробовали внедрить ИИ в рабочие задачи, а результат вышел некачественный, возможно дело было именно в промпте. 

Структура идеального промпта

В составлении промптов действует одно простое правило: чем подробнее вы опишете желаемый результат, тем ближе к нему будет ответ нейросети. Разберем, какие составляющие нужны для лучших промптов для ChatGPT.

Роль. Важно прописать ту роль, исходя из которой вам будет отвечать ChatGPT. Чаще всего нейросети предлагают выступить в роли профессионала нужной сферы деятельности. Дополнительно можно указать не только профессию, но и более нишевый опыт. 

Также можно предложить ИИ отвечать так, будто она конкретный человек. Для этого стоит брать только очень известных личностей. 

Обычно роль задают таким образом:

Ты – опытный маркетолог 

Представь, что ты SMM-специалист с опытом 10 лет в сфере недвижимости

Напиши маркетинговую стратегию, будто ты Филип Котлер

Контекст. Любая задача, которую вы хотите решить с помощью искусственного интеллекта, встроена в общий контур бизнес-процессов. И если вы, как сотрудник, погружены в этот контекст, то для нейросети задача существует в вакууме. Чтобы результат вышел релевантным, нужно прописать все важные подробности:

  • ситуацию, в рамках которой появилась данная задача— опишите пункт А, в котором сейчас находитесь;
  • цель, к которой вы хотите прийти — обозначьте пункт Б, в котором хотите оказаться.

Введение ChatGPT в контекст может выглядеть таким образом:

Моя компания занимается [род деятельности] и принимает участие в ежегодном отраслевом мероприятии [название мероприятия]. Я хочу привлечь к нашему стенду максимальное внимание посетителей выставки [социально-демографический портрет аудитории]. 

Задача. Напишите, что нужно сделать нейросети. Задача для искусственного интеллекта всегда формулируется глаголом в повелительном наклонении: сделай, опиши, объясни.

В одном промпте может быть как одна задача, так и несколько. Если вы хотите, чтобы нейросеть выполнила несколько действий, четко пропишите последовательность их выполнения. 

Формулировка многоступенчатой задачи в промпте для чат гпт выглядит так:

Я хочу написать текст для рекламного баннера ВКонтакте, который будет максимально отражать боли и ценности целевой аудитории [описание аудитории]. Я продаю курсы повышения квалификации для таргетологов. Что мне нужно для этого сделать? Задавай мне по одному уточняющему вопросу, чтобы ты мог ответить на мой вопрос. Когда информации будет достаточно, суммируй мои ответы и на их основе напиши окончательный ответ. 

Формат. Искусственный интеллект может предоставить информацию в разном виде. Если для вашей задачи предпочтительно получить какой-то конкретный формат, это следует прописать в промпте. 

Вот форматы, которые может выдавать ChatGPT:

  • Таблица
  • Нумерованный или маркированный список
  • Текст
  • Код

Указание формата в промпте может быть таким:

Представь информацию в виде таблицы

Предоставь результаты в формате маркированного списка

Пример. Если есть какие-то конкретные данные, которые вы хотите получить в ответе искусственного интеллекта, обязательно их укажите. 

Также нейросети можно давать референсы. Если вам нравится стиль какого-то бренда, вы можете попросить написать текст в стиле их постов в социальных сетях. Или, если у вас есть четкий tone of voice, можете использовать в качестве примеров посты своей компании или прикрепить его файлом к промпту. Таким образом нейросеть сможет сохранить вашу стилистику. 

Прописывать примеры в промпте для ChatGPT можно следующим образом:

Укажи УТП продукта: термос ударопрочный, компактный и сохраняет тепло 12 часов.

Напиши текст в стиле компании [название компании]: бережный, спокойный, с акцентом на любовь к себе.

Текст должен быть от 200 до 300 слов с призывом записаться на бесплатный урок. 

Распространенные ошибки в промптах

Общие запросы. Если вы опишете задачу слишком расплывчато, то скорее всего нейросеть выдаст шаблонный ответ с общими фразами и информацией, которую вы и так знали. Чтобы избежать этого, конкретизируйте задачу.

Слишком большой объем информации. Когда перед вами стоит объемная задача, например, составить контент-план, лучше разбить ее на несколько этапов. Если требований слишком много, искусственный интеллект может проигнорировать часть из них или просто запутаться. Поэтому лучше предложить ChatGPT выполнять задачу поэтапно, или разбить на несколько задач, для каждой из которых составить отдельный промпт.

Отсутствие обратной связи. Если искусственный интеллект выдал результат, который вам не понравился, не спешите ставить крест на его возможностях. Искусственный интеллект постоянно обучается, в том числе на основе ваших правок. Вы можете попросить его изменить ответ, переделать какую-то часть или проверить факты. В следующий раз результат будет более качественным.

Довольно теории, теперь разберемся на примерах, как писать промпты для ChatGPT.

Промпты для создания текста

Создай продающий текст для поста в Телеграм-канале для привлечения клиентов на [услуга или продукт]. Целевая аудитория: [например, начинающие предприниматели]. УТП: [например, доступные цены без потери качества]. ToV: [например, деловой и информативный].

Составь короткий и цепляющий текст для историй в социальной сети о распродаже бренда [ниша]. Укажи УТП: [например, ограниченная коллекция, эксклюзивные предложения]. Целевая аудитория: [например, любители выгодных покупок].

Напиши текст длиной 100 слов для продукта [Название продукта]. Этот продукт помогает студентам и недавним выпускникам, испытывающим трудности с поиском работы, подготовить резюме и сопроводительное письмо для устройства на работу в топовые IT-компании. Затем предложи им получить бесплатный чек-лист по созданию сопроводительного письма. 

Я пишу текст для поста ВКонтакте в формате карточек про способы окрашивания. Объясни простыми словами как для ребенка, в чем разница между шатушем, балаяжем и air-touch. На одну карточку один текст до 150 символов. Всего 3 карточки. 

Промпты для создания сценариев видео 

Создай сценарий короткого видео на 30 секунд для продвижения [продукт или услуга], целевая аудитория: [например, любители настольных игр]. УТП: [например, универсальность и компактность]. Тон: [энергичный и захватывающий].

Составь список тем для серии из 5 коротких видео, объясняющих, как работает продукт/услуга [описание продукта/услуги]. Целевая аудитория: [например, ]. УТП: [например, экономия времени, лёгкость использования].

Промпты по фреймворкам

Создай стратегию рекламной кампании для запуска [описание продукта, например, нового премиального кофе «Coffee Delight»] с применением фреймворка AIDA.

Цель кампании: привлечение внимания целевой аудитории, увеличение интереса к продукту.

Стадии AIDA:

  1. Attention (Внимание): [например, привлекательный слоган].

  2. Interest (Интерес): [сообщение об особенностях продукта].

  3. Desire (Желание): [демонстрация преимуществ продукта].

  4. Action (Действие): [призыв к покупке].

Тема и концепция: [например, натуральный ароматный кофе премиум-класса, созданный из отборных зерен арабики].

Целевая аудитория: [описание целевой аудитории].

Каналы коммуникации: [перечисление планируемых каналов коммуникации].

Формируемая стратегия должна включать:

- Логотип и слоган

- Тезисы для рекламных объявлений

Промпты для разработки маркетинговых активностей

Создай концепцию конкурса, мотивирующего подписчиков делиться контентом с использованием продукта бренда [ниша]. Целевая аудитория: [например, молодёжь, увлечённая соцсетями]. УТП: [например, шанс выиграть смартфон]

Придумай рекламу для социальной сети ВКонтакте, целью которой будет генерация лидов для [описание продукта]. Используй язык, подходящий для [описание целевой аудитории]. В рекламе подчеркни следующие преимущества продукта [описание преимуществ].

Промпты для маркетингового анализа

Проведи анализ целевой аудитории моего бизнеса [описание бизнеса]. Необходимо рассмотреть демографические показатели (возраст, пол, география проживания), психографику (ценности, интересы, поведение), социально-экономический статус, каналы потребления информации и мотивации покупки. Исходные данные для анализа прикреплены в документе, они были собраны из [источник данных]. Результат должен быть представлен в виде письменной аналитической справки объемом до 1500 знаков, содержащей выводы по основным критериям и рекомендации по улучшению клиентской политики.

Ты эксперт с 10-летним опытом в [сфера бизнеса]. Твоя специализация — конкурентный анализ [сфера бизнеса] для [цель анализа].

Сейчас тебе нужно провести конкурентный анализ для продукта [название и описание продукта]. Для анализа используй этих конкурентов:

[перечислите списком названия компаний-конкурентов со ссылками на их сайты]

Сначала собери необходимые данные об этих конкурентах. Для этого используй такие ресурсы, как официальный сайт, социальные сети и [другие ресурсы, где может быть информация о конкурентах].

Представь результат в виде таблицы со следующими графами: название конкурента, ссылка на сайт, ссылки на социальные сети и [другие параметры, которые вам хочется сравнить].

Читайте по теме:

10 нейросетей для создания сайта: с готовыми макетами, без дизайнеров и программистов

Топ-12 нейросетей для бизнеса, которые сэкономят время и деньги

Нейросеть Сбера: обзор GigaChat 2.0 на реальных задачах